Из истории нашего побережья
В 1863 году по сведениям членов лесоисследовательской экспедиции на реке Тумджи (Тумнин) проживало 13 семей коренного населения, на реке Джуанка 6 семей, на реке Уй 4 семьи и в окрестностях Императорской гавани 15 семей. Все коренное население занималось охотой и рыбалкой, чтобы прокормить себя и своих собак.
В 1888 г. в Казани вышел в свет «Краткий русско-ороченский словарь».
Автор-составитель – исправляющий должность начальника Камчатской духовной миссии протоиерей Александр Матвеевич Протодиаконов.
В предисловии к словарю сказано: «Орочены, говорящие языком, словарь которого предлагается, обретаются в прибрежьях Татарского пролива от Де-Кастри (Александровского поста) до залива Св. Ольги и далее. Постоянного жительства не имеют и потому называются бродячими Ороченами. Сами они
называют себя “Орочи”».
Из отчетов многочисленных экспедиций тех лет узнаем, что «у орочон, живших в 26 поселениях в районе Императорской гавани, из 47 жилых построек 13 сделаны по-русски. Причем один из домов возведен русским крестьянином по заказу зажиточного орочона».
Между купцами и орочами происходила меновая торговля товарами.
За 2 пачки спичек (стоимость которых 30 коп.) – торговцы берут 1 струю кабарги.
За 1 фунт пороху (85 коп.) – 1 соболя, а за фунт дроби (15 коп.) –
1 струю кабарги.
За 6-фунтовый медный чайник (4 руб. 80 коп.) – 2 средних соболя, за американский топор (3 руб. 50 коп.), поперечную пилу (2 руб. 50 коп.) – по 1 хорошему соболю.
За постой и кормление собак юколой купцы обычно рассчитывались с хозяевами юрты швейными иголками, табаком и медным кольцом.
Несмотря на то, что орочи крестились, посещали молебны, исполняли обряды, отмечали религиозные христианские праздники, большинство из них продолжали верить шаманам.
Известный исследователь Дальнего Востока В. П. Маргаритов, который в 1886 г. посетил с экспедицией эти края, в своей книге «Об орочах Императорской гавани» отмечал:
«Все орочи окрестностей Императорской гавани считаются православными христианами, но христианство признается ими только для виду и выражается только тем, что некоторые из них имеют крест, в большинстве случаев где-нибудь спрятанный.
Креститься умеют пять-шесть человек, понятий о вере христианской никаких и ни у кого.
Под прикрытием христианства каждый из них продолжает чтить религию своих предков».
Разумеется, были и положительные моменты деятельности священников. Самое главное – были открыты школы, составлены словари, азбуки, что привело к созданию письменности коренных народов Дальнего Востока. Православные миссионеры внесли большой вклад не только в изучение этнографии этих народов, но и сыграли большую роль в деле приобщения их к русской культуре.
Последние новости
На Крещение в Хабаровском крае откроют 23 места для омовений 19 января в России отметят православный праздник Крещение Господне. Для традиционных омовений в регионе к этому дню оборудуют 23 специальных места. Купели будут подготовлены с учетом всех требований безопасности. За тем, как будут проходить