18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Паромная переправа Ванино-Холмск - 50 лет на трудовой вахте. Вспомним

07:19 27.06.2023 16+
2338
Паромная переправа «Ванино-Холмск» - 50 лет на трудовой вахте. Вспомним, как все начиналось.

2 февраля 1946 года советское руководство объявило собственностью СССР южную часть Сахалина и Курильские острова, занятые Красной Армией в результате скоротечной войны с Японией в августе 1945 года.

Над решением изолированности острова стали задумываться сразу после окончания войны. Богатый ресурсами остров мог приносить существенные доходы в бюждет страны. Но, для организации поставок нефти, природного газа и древесины требовалось улучшить коммуникации между островом и материком.

26 марта 1950 года на совещании правительства в Кремле были рассмотрены возможные варианты связи. Первый - морской ледокольный железнодорожный паром, другой - тоннель под проливом Невельского и третий - насыпные дамбы со стороны мыса Лазарева на материке и мыса Погиби на острове, соединенные большим мостом над проливом.

Было принято решение проложить тоннель под проливом Невельского в самом его узком месте (между мысом Лазарева и мысом Погиби), с резервным железнодорожным морским паромом.

По архивным данным, протяженность тоннеля должна была составить более 10 км, примерная стоимость 1 км. подводного сооружения около 180-200 миллионов рублей.

Строительство тоннеля планировалось закончить в 1955 году. Начались изыскательские, подготовительные и даже, по некоторым данным, строительные работы.

Но в 1953 году, после смерти Сталина, работы по строительству были приостановлены, а потом и вовсе прекращены. До настоящего времени идут споры о существовании этого тоннеля, но это уже совсем другая история...

Но идея строительства переправы через пролив не была забыта!

В апреле 1962 года в г. Южно-Сахалинск проходило региональное совещание по развитию производительных сил Дальнего Востока, на котором снова был поднят вопрос о ее создании. Инициатором строительства выступил первый секретарь обкома КПСС Павел Артемович Леонов.

На совещании было озвучено 2 пути решения этой задачи: дамба-тоннель или паромная переправа. Павел Артемович ратовал за строительство переправы между портом Ванино и портом Холмск. Полтора года совместных усилий министерств и усилий Леонова ушло на то, чтобы правительство приняло в 1964 году постановление, положившее начало строительству переправы.

В Холмском порту строительство было поручено строительному управлению № 410 треста "Сахалинморстрой" (старший прораб Попов В.А.), в Ванино - строительно-монтажному поезду № 284 треста "Дальтрансстрой" (старший прораб Котелкин Т.И.).

Координацию и руководство стройкой осуществлял начальник Сахалинского пароходства Колесников Геннадий Федорович, за что был удостоен Государственной премии СССР.

В рождении переправы в Ванино участвовали не только специалисты СМП-284. В механических мастерских порта изготавливались специальные крепежные болты, работали сварщики ММФ, плотники Стройтреста № 508, ванинские портовики.

Даже школьники не остались в стороне - они сажали деревья вдоль той дороги, что вела к паромной переправе.

Стройка превратилась в экспериментальную площадку, где было опробовано подводное бетонирование методом восходящего раствора, водолазы освоили подводную резку и сварку.

Зимой, чтобы не останавливать строительство, был применен совершенно новаторский метод подводной укладки бетона с подогревом воды на глубине. В работу включили паровоз и старенький пароход, которые системой игл прогревали воду на глубине до +20 градусов! В условиях нулевой видимости героически работали водолазы под началом Василия Ляша.

Бригада монтажников В. Пузикова работала на строительстве переправы с первого дня строительства, но новичками они для порта не были, бригада уже возводила причалы в ванинском порту.

Морская переправа явилась детищем не только тех, кто непосредственно участвовал в ее возведении. Здесь слились усилия коллективов более чем 70 предприятий и организаций из 5 союзных и 4 автономных республик бывшего СССР.

Об одном из них стоит сказать особо. Это Прибалтийский завод "Янтарь" в г. Калининграде. В течение двух десятков лет, начиная с 1972 года, с его стапелей сошли на воду и затем направились к берегам Сахалина 10 железнодорожных паромов серии "Сахалин".

По чертежам проектировщиков Горьковского ЦКБ "Вымпел" был построен и в 1972 году сдан заказчику головной паром этой серии - "Сахалин-1". Судно представляет собой морской закрытый железнодорожный паром-ледокол, с погрузкой (выгрузкой)подвижного состава через корму, оборудованную водонепроницаемым закрытием. Паром способен развивать скорость до 18 узлов (33,3 км/час) и возможность работы в сплошном льду толщиной до 1 метра. В пароме может разместиться 26 железнодорожных вагонов массой 77 тонн каждый! Длина судна составляет более 130 метров, высота равняется 40 метрам.

Для перегона"Сахалин-1"отбирали высококвалифицированных специалистов, лучших в своем деле. Одним из таких был капитан В.С.Былков. Именно Василию Степановичу было доверено привести головной паром серии из Калиниграда в порт приписки.

25 января 1973 года, по окончании ходовых испытаний, на пароме был поднят флаг. Из Калининграда паром вышел в начале февраля. Маршрут судна протяженностью почти 18 тысяч миль пролегал через 5 морей и 3 океана.

Спустя 2,5 месяца судно подошло к берегам Сахалина. За успешное выполнение этого сложного задания В.С. Былков был награжден орденом Ленина. В 2005 году в Ванино, на доме № 15 по улице Молодежной, установлена мемориальная доска в честь легендарного капитана. В этом доме он проживал с 1972 по 1999 год.

С 16 июня, как только паромный комплекс в Ванино был готов сделать первые накатки жд вагонов, начались пробные рейсы с вагонами. Таких рейсов было несколько, но торжественное открытие переправы было назначено на 27 июня.

И вот, 27 июня 1973 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию переправы, на который, казалось, собрались все жители поселка Ванино.

Под звуки оркестра Министр Морского флота СССР Гуженко Т.Б., первые секретари Хабаровского крайкома и Сахалинского обкома Черный А.К. и Леонов П.А. разрезали алую ленту.

Штукатур строительно-монтажного поезда № 284 треста "Дальстрой" И.Н. Ревлюк вручила министру Гуженко символический ключ от переправы, который министр передал начальнику Ванинского порта Петру Демьяновичу Сизону.

После загрузки, под "Прощание славянки" паром вышел из Ванинской бухты. А через 9 часов его с такой же торжественностью встречали сахалинцы у Холмского причала.

Паромная переправа Ванино-Холмск и сегодня остается главным связующим звеном между большой землей и островом Сахалин. К сожалению, формат нашей газеты не может вместить все, что еще можно рассказать об истории паромной переправы. Но в этом нам поможет наша районная газета "Восход - Ванино", в которой, начиная с 28 июня 2023г., будут опубликованы очень интересные статьи на эту тему.

Газета АО «Ванинский морской торговый порт» выпуск № 6 июнь 2023 года

Оставить сообщение