Из истории нашего побережья
01:01 13.07.2025 16+
Из истории нашего побережья
1949 год. Май
В пересыльном лагере бухты Ванина перед отправкой на Колыму на п/х «Феликс Дзержинский», находился осужденный к 8 годам исправительных трудовых лагерей по ст. 58 ч.10 УК РСФСР, в дальнейшем крупнейший в СССР золотопромышленник Вадим Иванович Туманов.
В своей книге «Всё потерять и вновь начать с мечты...», которая вышла в свет в 2004 году, он рассказывает о своей нелегкой судьбе, о пребывании в лагерях, о работе в золотодобывающих артелях, о дружбе с В.С. Высоцким и о многом другом.
Есть в книге и воспоминания о бухте Ванина.
«И вот конец пути — Ванино.
Поезд остановился в стороне от станции, на запасных путях. Накрапывал дождь. Нас выстроили в колонну и повели по склону холма наверх от железной дороги.
Там за смотровыми вышками находились пересыльные зоны — помню шестую, седьмую, восьмую…
В пересылке, говорили, размещалось до 30 тысяч заключенных. Их везли из Тайшетлага, Карлага, Бамлага и множества других лагерей для погрузки на спецпароходы, уходившие на Магадан.
Нашу колонну привели к железным воротам пересылки.
Этап поджидало начальство лагеря и комендатура. Нас посадили на землю, офицеры спецчасти с формулярами в руках выкрикивали наши имена…
…Нас ведут в огромный барак, за свои габариты получивший название «вокзал».
В полутемном высоком помещении нары в три яруса, а в проходе под потолком с необструганных перекладин свисают, покачиваясь, на проводах семь или восемь повешенных.
Их головы не покрыты и склонены набок, на нас устремлены выпученные глаза. Видимо, это дело рук коменданта пересылки и его команды.
Мы засыпаем на нарах в полной тишине, не обращая внимания на повешенных. Трупы висят над нами так высоко, что, даже привстав с верхних нар, никто бы до них не дотянулся. Я ворочаюсь, не могу уснуть на спине: вижу над собою повешенных. В бараке густой смрадный дух, меня слегка подташнивает.
Через много лет я расскажу эту историю Высоцкому, и он напишет «Райские яблоки»:
…И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап — тысяч пять — на коленях сидел.»
Знаменитый артист посвятил Вадиму Туманову несколько песен, в том числе «Был побег на рывок» и «В младенчестве нас матери пугали…».