Неделю назад правительство Хабаровского края объявило конкурс на нового регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). На протяжении последних двух лет эту сферу частично в регионе обслуживала компания ООО "Хабавтотранс ДВ", которая работала в Зоне №1, включающей территорию г. Хабаровска и района имени Лазо. О том, почему возникла ситуация, при которой власти были вынуждены начать поиск нового исполнителя услуги, сегодня на пресс-конференции рассказал заместитель председателя правительства края по природными ресурсам и сельскому хозяйству Дарий Тюрин.
- Мы делаем все, чтобы наша мусорная реформа проходила плавно. Сейчас Хабаровский край по всем общероссийским показателям находится в так называемой "зеленой зоне". Мы отработали с потенциальным регоператором ООО "Хабавтотранс ДВ" последние два года – и он показал себя достаточно квалифицированным, проблем у нас с ним не было. И в сложившейся ситуации регоператор поступил тоже достойно, заранее предупредив правительство края о том, что он не сможет получить банковскую гарантию, а это почти 85 млн рублей. При этом банковская гарантия – это обязательное условие работы с ТКО. Она дает возможность в форс-мажорных случаях вовремя принять меры и недопустить коллапса. Поэтому теперь мы готовы рассматривать заявки от других компаний, соответствующих всем критериям. В первой половине ноября уже будем подводить итоги конкурса, – рассказал журналистам Дарию Тюрин.
По поводу того, что возможная смена регоператора может расшатать весь рынок работы с ТКО в регионе, Дарий Тюрин заверил, что этого не произойдет. Все перевозчики, работавшие на регоператора, сохранят возможность и дальше заниматься своей деятельностью. При этом для них будут пересмотрены условия в тарифе для увеличения их прибыльности. Проверки показали, что в течение последних двух лет эти организации работали в убыток.
- Действующий реоператор, по закону, провел конкурс и отобрал перевозчиков. Организации купили технику в лизинг. У них сейчас техника самая современная по России – износ у нее не более 25%. Вся логистика перевозок мусора выстроена. И в конце ноября, после смены регоператора, они вновь выйдут на конкурс. Поэтому вся цепочка, и все люди, работающие в этой отрасли, останутся. Подчеркну, что у ООО "Хабавтотранс ДВ" своей техники нет. А больше 70% в составе затрат – это перевозка. Банки, как раз, видя что у перевозчиков идут убытки, возможно поэтому и не дают регоператору свою гарантию, – пояснил зампред.
Подытоживая всю ситуацию, Дарий Тюрин заверил, что вносимые изменения в систему работы с ТКО никоим образом не отразятся ни на жителях Хабаровского края и размере их платы, ни на местных компаниях, работающих на рынке ТКО. Мусор будет и дальше вывозиться вовремя, в полном объеме. При этом впереди Хабаровский край ждут еще несколько полезных преобразований, ускоряющих "мусорную реформу".
- Мы себе поставили задачу обеспечить регион контейнерными площадками до середины 2025 года, в первую очередь частный сектор. В Хабаровске, к примеру, к концу ноября будет уже почти 300 площадок, на что город получил от края свыше 50 млн рублей. Юрлица у нас организовали 600 площадок, куда они выбрасывают свой мусор. Кроме того, мы нарастили объем отходов, вывозимых на официальные полигоны – на 40 тысяч тонн. То есть раньше эти 40 тысяч тонн выбрасывались непонятно где. Продолжим работать над созданием в крае замкнутого цикла работы с ТКО – сбор, вывоз, переработка, утилизация. По утилизации у нас уже 2-е место в ДФО, утилизируем до 8% отходов, – сказал Дарий Тюрин.
Сейчас правительство Хабаровского края работает над возможностью заключения концессии, чтобы создать новый масштабный мусороперерабатывающий комплекс. Предыдущая такая попытка не удалась из-за ограничений законодательства. После изменений в прошлом году была заключена концессия по перегрузочной станции "Южная" в Хабаровске. Власти намерены сделать из нее завод по сортировке отходов, поступающих из Хабаровска, и их утилизации. После запуска станции "Южная" обработка вырастет до 80%, а утилизация – до 36-40%. Подготовка проектно-сметной документации по станции уже завершается. Подобная концессия готовится и для г. Комсомольска-на-Амуре, она также охватит Солнечный район и г. Амурск.
Также в регионе этой осенью будут объявлены и другие новые конкурсы по выбору регоператоров. Кроме отбора по Зоне №1, о чем было рассказано выше, предстоит выбрать поставщиков услуг по Зоне № 13 (Советско-Гаванский район и пять поселений Ванинского района), а также по Зоне № 2 (г. Комсомольск-на-Амуре и поселения Комсомольского района). Всего территория Хабаровского края разбита на 13 подобных зон.
Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края При использовании материалов ссылка на сайт www.khabkrai.ru обязательна