Дальний Восток всё увереннее завоевывает звание одного из важнейших логистических транспортных узлов мира. Поддерживая "восточные" инициативы, ставшие приоритетными задачами государственной политики, активно развивается и крупнейший порт Хабаровского края - Ванино.
В этом году началась работа по созданию современного специализированного комплекса для перевалки сжиженного углеводородного газа (СУГ). Организатор проекта - АО "Прайм". Объём инвестиций оценивается в 30 млрд. руб.
Новый круглогодичный морской терминал появится на побережье Татарского пролива, в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке.
Согласно проекту, сжиженный газ будут доставлять сюда по железной дороге в специальных цистернах. Разгрузка СУГ из цистерн производится с помощью железнодорожной сливной эстакады и далее отправляется на склады временного хранения и на причальные погрузочные машины для налива в морские суда-газовозы рефрижераторного типа. Они и будут переправлять российский газ в страны Восточной Азии. Именно этот регион эксперты считают сегодня одним из наиболее перспективных направлений экспорта российского СУГ. Планируемый грузооборот терминала, официально признанного масштабным инвестиционным проектом Хабаровского края - 2 млн. тонн в год.
В компании "Прайм", ставшей резидентом свободного порта Ванино, а также в местном муниципалитете уверены, что появление морского терминала СУГ окажет положительное влияние на экономику Ванино. Будет создано около 200 новых квалифицированных рабочих мест, причём с заработной платой выше среднего уровня по стране. После ввода объекта в эксплуатацию за счёт налогов ежегодно будут пополняться федеральный, краевой и муниципальный бюджеты.
Особое внимание уделено проблеме охраны окружающей среды: предусмотрен целый комплекс мероприятий, которые будут реализовываться и в ходе строительства объекта, и во время его эксплуатации. Чтобы максимально точно просчитать и учесть все возможные риски нанесения ущерба воде, воздуху, почве, животным и растениям, привлекли к работе над проектом ведущих специалистов в области экологической безопасности портов России - экологический фонд "Чистые моря". Проведённые исследования позволили экологам разработать эффективную программу природоохранных мероприятий.
Так, например, строительство современных очистных сооружений позволит полностью исключить сброс всех видов жидких отходов в бухту Мучке Татарского залива. Даже весь дождевой сток с площадки будет собираться и направляться на очистку.
Ещё один участник профессиональной команды, работающей над созданием нового морского терминала по перевалке СУГ, - генеральный проектировщик ООО "Морстройтехнология". Именно её специалистам принадлежат технологические решения, обеспечивающие промышленную безопасность на всех стадиях реализации объекта с применением высокотехнологичного оборудования с многоуровневой системой контроля и автоматизированной защиты.
По расчётам проектной группы, строительство терминала должно завершиться в 2020 году, а ввод комплекса в эксплуатацию назначен на 2021 год.
Но уже сегодня компания "Прайм" начинает тесное сотрудничество с населением, чтобы выявить существующие в регионе проблемы, наметить пути их решения. Такая заинтересованность вполне понятна и взаимна. Инвестор приходит сюда, как говорится, всерьёз и надолго, поэтому улучшение качества жизни, социальное благополучие, возможность повысить квалификацию - всё это в результате позволит обеспечить предприятие профессиональными кадрами в скором будущем. Тем более что первые шаги в поддержку образования уже сделаны. Только в 2016-2017 году на развитие Ванино АО "Прайм" выделено 12 млн. руб. Средства пошли на капитальный ремонт школ и культурных учреждений Ванинского района. В дальнейших планах - поддержать многоуровневую систему профессионального обучения, что чрезвычайно важно для местной талантливой молодёжи, которой приходится уезжать из родного посёлка, чтобы получить достойное образование и найти работу. Это при том что Ванинский порт сегодня стремительно развивается, разрастается его инфраструктура и, соответственно, увеличивается потребность в новых профессиональных кадрах.
М. КИЗИКОВА.